Раздел 2 Стандартизация
2.1. Основные термины и определения
1. Стандартизация – деятельность, направленная на достижение
упорядочения в определенной области посредством установления положений для
всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и
потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании
применении стандартов.
2. Цель стандартизации – достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного
использования установленных положений, требований, норм для решения реально
существующих, планируемых или потенциальных задач.
3. Аспект
стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта
стандартизации, характеризующее определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.
Так, аспектами стандартизации конкретной
продукции являются:
- Термины и определения;
- Условные обозначения и сокращения;
- Классификация, требования к главным
параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального
назначения);
- Требования к основным показателям уровня
качества (полезности);
- Требования к основным показателям уровня
экономичности;
- Требования к комплектности продукции;
- Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;
- Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
- Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);
- Требования к правилам и средствам приемки продукции;
- Требования к маркировке продукции;
- Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях:
- международная стандартизация;
- региональная стандартизация;
- национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;
-
административно-территориальная стандартизация.
4. Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.
Виды стандартов:
-
государственные
стандарты (ГОСТ);
-
отраслевые
стандарты (ОСТ);
-
республиканские
стандарты (РСТ);
-
стандарты
предприятий (СТП);
-
стандарты на
новую продукцию и услуги
-
стандарты
общественных объединений (СТО);
-
технические
условия (ТУ);
-
международные
стандарты (ИСО/МЭК)
-
региональные
стандарты;
-
межгосударственные
стандарты;
-
национальные
стандарты.
2.2. Объекты стандартизации
Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.
Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.
В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:
- государственные стандарты России (ГОСТ);
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты научно-технических и инженерных объединений;
- технические условия (ТУ);
- стандарты предприятий.
Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
- требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
- метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
- положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Рекомендационные требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
- это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
- эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
- изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.
Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.
Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.
Международная организация по стандартизации – самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.
О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.
Основные объекты стандартизации , количество стандартов ( в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.
Машиностроение |
29% |
Химия |
13% |
Неметаллические материалы |
12% |
Руды и металлы |
9% |
Информационная техника |
8% |
Сельское хозяйство |
8% |
Строительство |
4% |
Специальная техника |
3% |
Охрана здоровья и медицина |
3% |
Основополагающие стандарты |
3% |
Окружающая среда |
3% |
Упаковка и транспортировка товаров |
2% |
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники – это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.
Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.
В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
Примеры
международных стандартов
В качестве примера приведем международные
стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000.
Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию").
Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года. Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду
2.4. Органы и службы по стандартизации.
Государственный комитет по
стандартизации.
Деятельность по стандартизации
осуществляют соответствующие региональные и местные органы и организации. Орган
рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая
конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и
утверждение норм документов, доступных широкому кругу потребителей.
Национальным органом по
стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации
по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Госстандарт России
выполняет следующие функции:
-
координирует
деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов
стандартизации, сертификации, метрологии;
-
взаимодействует с
органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области
стандартизации, сертификации, метрологии;
-
направляет
деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по
разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей
компетенции;
-
подготавливает
проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
-
устанавливает
порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
-
принимает большую
часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов
технико-экономической информации.;
-
осуществляет
государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов
веществ и материалов;
-
руководит
деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по
сертификации;
-
осуществляет
государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов,
правил метрологии и обязательной сертификации;
-
представляет
Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации,
сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;
-
сотрудничает с
соответствующими национальными органами зарубежных стран;
-
руководит работой
научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции
Госстандарта в регионах;
-
осуществляет
контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил
обязательной сертификации;
-
участвует в
работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ)
стандартизации;
-
устанавливает
правила применения в России международных, региональных и межгосударственных
стандартов, норм и рекомендаций;
-
при разработке
ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы
взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с
государственными органами управления, которые будут включены в нормативные
документы;
-
организует
подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
Руководство и координацию
работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России.
Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов
находится в ведении Госстандарта РФ и Госстроя РФ.
Госстандарт определяет
стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы
работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности
и разрабатывают годовые планы по стандартизации.
2.5. Контроль и надзор за соблюдением требований
стандарта.
Государственный контроль и
надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется в
России на основании закона РФ «О стандартизации» и составляет часть
государственной системы стандартизации.
К основным задачам
государственного надзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений
обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной
сертификации и закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной
деятельности, предоставление информации органам исполнительной власти и
общественным организациям по результатам проверок.
Проводят государственный
надзор должностные лица – государственные инспекторы. Главный государственный
инспектор России – Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные
инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации – руководители
центров стандартизации и метрологии, т. е. территориальных органов
государственного надзора.
Государственный контроль за
соблюдением обязательных требований стандартов осуществляют и другие
организации. Госторгинспекция проводит контроль за качеством и безопасностью
потребительских товаров. Государственный комитет по охране окружающей среды
осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-
эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением
санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех
видов продукции.
Проверкам в процессе
государственного надзора подвергается продукция(на всех видах ее жизненного
цикла); услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации;
техническая документация на продукцию, деятельность испытательных центров,
лабораторий и органов по сертификации.
Государственный инспектор
имеет право:
-
свободного
доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия,
получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов,
выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или
приостанавливать поставку (реализацию) продукции, несоответствующую
обязательным требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от
предъявления ее к проверке;
-
по результатам
проверок облагать нарушителей штрафами, выдавать запрет на реализацию;
-
направлять
необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если
выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием –
объектом государственного надзора.
Основная форма
государственного контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки
проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр,
идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность
результатов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований
государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет
государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им.
Контролю подвергается образец
(или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную
продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся
государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а
испытания образцов осуществляют сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной
деятельности под наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов
распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При
отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны
проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.
Если контроль касается
продукции, которая подлежала обязательной сертификации, государственный
инспектор проверяет наличие и подлинность, выданного ранее сертификата
соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний
образца.
Проверка соблюдения правил
обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров
(лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право
осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации
испытательного центра, соответствие видов испытуемой продукции профилю
лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования,
соблюдения программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по
сертификации, то комиссия, прежде всего, убеждается в правомочности работы
органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую
продукцию. Контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов
соответствия) и ее регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.
По результатам испытаний
оформляется протокол испытаний, проведенная проверка заканчивается составлением
акта. На основании акта государственный надзор выдает проверяемому субъекту
предписание или постановление о применении мер действия за нарушения,
обнаруженные в ходе проверок. Акт подписывают проверяющая и проверяемая
стороны.